За пределы разметки — ActiveX, Java, Flash

Попытки выйти за пределы возможностей HTML начались всего через два года после появления браузера Mosaic. На следующий год после появления W3C — в 1995 г. — Sun Microsystem вместе с первой версией платформы Java представила технологию Java Applets — прикладных программ, чаще всего написанных на языке Java в форме байт-кода и выполняемых в браузере посредством виртуальной Java-машины (JVM).

Технологически это работает следующий образом: апплет (скомпилированная в байт-код Java-программа) встраивается в HTML-разметку с помощью специального тега <applet> (в настоящее время он признан устаревшим) или более современного <object>. Код апплета загружается с веб-сервера и исполняется браузером в «песочнице». Такой подход позволяет привнести в браузер значительную часть мультимедийных, интерактивных и коммуникационных возможностей Java.

К достоинствам апплетов можно отнести кроссплатформенность (они будут исполняться везде, где установлена JVM).

Недостатков у технологии довольно много, прежде всего это необходимость Java-плагина для браузера. Они прочно завязаны на JVM и страдают от связанных с подобными приложениями проблем с совместимостью версий и безопасности. Впрочем, причина, по которой Java Applets так и не получили большого распространения, скорее, в другом — для их работы необходим запуск JVM, а это совсем не добавляет скорости исполнения и производительности.

В 1996 году компания Microsoft представила свое расширение для возможностей веб-страниц — технологию ActiveX. Это было развитие Component Object Model (COM) и Object Linking and Embedding (OLE). Компонент ActiveX встраивается в веб-страницу с помощью тега <object>, он исполняется операционной системой, и вся модель работы, основанная на COM, диктует их применение только на операционных системах семейства Windows. Благодаря этой же модели сами компоненты могут быть разработаны на любом языке программирования, поддерживающем Component Object Model.

ActiveX позволяет браузеру Internet Explorer запускать другие приложения — например, Media Player или Quicktime. В ограниченном объеме компонент имеет доступ к другим возможностям операционной системы. Но все это, разумеется, только на платформе Microsoft Windows и только с помощью обозревателя от той же компании.

Самое применяемое и самое успешное на настоящий момент расширение возможностей веб-страни ц началось с разработки небольшой компании FutureWave, FutureSplash Animator, представляющий собой пакет анимации в векторном формате. В 1996 году FutureWave была приобретена компанией Macromedia, и продукт под названием Macromedia Flash начал завоевывать Интернет.

Для работы Macromedia Flash браузеру требовался специально устанавливаемый плагин, но технология оказалась настолько удачной, что это не стало препятствием к ее распространению.

Наверное, нет нужды рассказывать, где применяется флэш сегодня, — это рекламные баннеры, анимация, игры, а также воспроизведения на веб-страницах видео — и аудиоконтента. В некоторых областях до недавнего времени у флэша просто не было альтернатив.

Браузерный плагин Flash Player представляет собой виртуальную машину, на которой выполняется загружаемый из Интернета код flash-программы.

Анимация во Flash реализована через векторный морфинг, то есть плавное «перетекание» одного ключевого кадра в другой. Это позволяет разрабатывать сложные мультипликационные сцены через от-рисовку нескольких ключевых кадров. Для реализации логики Flash использует язык программирования, основанный на ECMAScript.

Впрочем, технология тоже не свободна от недостатков. Прежде всего это значительная нагрузка на процессор, связанная с реализацией флэш-плеера, разные затруднения при воспроизведении флэш-контента на платформах, отличных от Windows. Большую проблему представляет недостаточный контроль ошибок, приводящий зачастую к праху браузера при сбое в приложении.

Кроме того, содержимое флэш-ролика недоступно для индексирования поисковыми системами, что в наше время может послужить приговором любому ресурсу.

Тем не менее Macromedia Flash в ряде случаев является единственным реальным способом воплотить в вебе разнообразное интерактивное, мультимедийное. Вернее, являлся. До HTML5.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *