Стив Джобс — кришнаит — часть четвертая

Стив Джобс - кришнаит - часть четвертая

Появление Джобса в приемной офиса Atari в Саннивейле заметил бдительный секретарь. Главный инженер Эл Элкорн вспоминает: «Мне позвонил секретарь: «У нас тут парень. Он либо чокнутый, либо действительно что-то умеет». Вид у него был довольно неряшливый. Он говорил не умолкая, утверждал, что знаком с тридцать пятой моделью калькулятора HP. Заявлял, что может сделать из сорок пятой модели HP секундомер. Намекал, что работал на HP. Я был впечатлен. «Отлично», — сказал я и поверил ему на слово». Элкорн — жизнерадостный толстяк — предложил Джобсу должность техника с оплатой пять долларов в час. Джобс, не разбиравшийся в опционах на акции и других привилегиях, предлагаемых компаниями из Кремниевой долины, согласился. Друзья удивились, что ему удалось устроиться на работу. Билл Фернандес, например, считал, что у Джобса для этого недостаточно квалификации: «Продавцом, наверное, он был хорошим. Но не думаю, что Джобс был таким уж крутым инженером».

Джобс вошел в число первых пятидесяти сотрудников Atari и надолго окунулся в корпоративную жизнь компании, где череда новаторских идей стойко выдержала все удары со стороны менеджмента. Компанию основал — и он же ею руководил — Нолан Бушнелл, сын поставщика цемента из Юты; первый свой опыт в бизнесе он приобрел в Университете Юты, где продавал блокноты для студентов близлежащих университетов с расписанием занятий и знаменательными датами. В 1972 году, в возрасте двадцати восьми лет, Бушнелл продемонстрировал свою первую видеоигру. Computer Space понравилась инженерам, но была слишком сложна для неискушенной публики.

Потерпев неудачу с видеоигрой, Бушнелл решил открыть собственный бизнес по производству видеоигр и обслуживанию автоматов для игры в пинбол. Он арендовал гараж и назвал свою компанию Syzygy — просто потому, что это было последнее слово на букву «s» в словаре. Через несколько недель Бушнелл обнаружил, что фирма с таким названием уже существует, и сменил имя на Atari (термин из японской игры го, обозначающий ситуацию, аналогичную шаху в шахматах), однако первая

Реклама выглядела так: «От компании Atari, разработка Syzygy».

Бушнелл смотрел на бизнес как на «своего рода войну» и использовал все уловки: дипломатию, шарм, хитрость и угрозы, — чтобы задобрить своих работников и сбить с толку конкурентов. Этот человек ростом под два метра, предпочитавший дорогие костюмы, цветные рубашки и галстуки в горошек, стал счастливой звездой для Atari. «С Ноланом скучать не приходилось, — вспоминал один из основателей компании. — Он всегда хотел получить все сразу». Чтобы убедить главного инженера Элкорна приступить к разработке Pong, он сказал, что игру заказала компания General Electric. «Я не вел никаких переговоров с General Electric, — вспоминал Бушнелл, — но мне хотелось проверить, на что способен Эл». Никто, в том числе и сам Бушнелл, не возлагал особых надежд на Pong: «Я не думал, что она будет хорошо продаваться».

Первый автомат с прикрученным снаружи приемником для монет установили в Andy Capp’s Cavern, популярной в Саннивейле бильярдной. Почти сразу стало ясно, что электронная игра приносит больший доход, чем установленные в баре автоматы для игры в пинбол. Через несколько дней четвертаки до отказа забили приемник для монет, а через несколько недель очередь из желающих сыграть в Pong растянулась за пределы бара.

Игра пользовалась огромным успехом, но влиятельные люди относились к компании с подозрением. Кое-кто из банкиров полагал, что это одно из ответвлений мафии. Поставщики уклонялись от продления кредита фирме, которая выглядела так, словно могла испариться в любую минуту. Чтобы успокоить потенциальных инвесторов, Бушнелл основал дочернюю компанию Kee Games, укомплектовав ее конструкторами, менеджерами и планами из Atari. По словам Бушнелла, новая компания была образована для выпуска параллельной линейки игр, чтобы собирать деньги, которые могли уйти к потенциальным конкурентам. Образование Kee Games сопровождалось серией тщательно продуманных пресс-релизов, и впоследствии Бушнелл с некоторым оттенком презрения заявлял: «Есть много способов использования прессы для достижения стратегического преимущества». Когда Kee Games начала процветать и пошли слухи, что компания не прочь отделиться от Atari, Бушнелл выступил с успокаивающим заявлением: «Мы рады, что руководство Kee и Atari смогли урегулировать проблемы, которые привели к изначальному расколу».

У Бушнелла лучше получалось управлять прессой, чем компанией. Многие из его первых работников не желали тратить время на рутинные корпоративные обязанности, такие как докладные записки и совещания. Приверженец всего необычного, Бушнелл приносил на мозговой штурм марихуану и не скрывал своего убеждения, что наркотики и алкоголь помогают рождению оригинальных идей. Прием на работу сотрудников был таким же непредсказуемым. Один из кандидатов был изумлен, когда в комнату вдруг ворвался Бушнелл и задал один вопрос: «Вы шпион Bally?» — и исчез, довольный тем, что не взял на работу предателя. Повседневные обязанности навевали на него скуку, и для управления компанией Бушнелл нанял своего шурина, психиатра. Финансовый контроль был настолько слаб, что три месяца продаж одной из игр, Trak Ten, были в буквальном смысле выброшены на ветер, пока бухгалтер не обнаружил, что игру продавали на 100 долларов дешевле себестоимости. Бушнелл признавал, что «мы составляли контракты, которые другая сторона могла обойти». Он также не хотел передавать управление квалифицированному совету директоров и следил за тем, чтобы владеть большей половиной пакета акций компании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *