Маркетинговая компания Apple — часть девятая

Маркетинговая компания Apple - часть девятая

Наблюдалось характерное для рынка микроЭВМ явление — совершенно посторонние люди привлекали десятки пользователей Apple II, о которых в Купертино даже и не задумывались. Маленькие фирмы стали производить устройства, значительно расширявшие возможности компьютера. Печатные платы, вставлявшиеся в слоты расширения, превращали компьютер в часы и календарь или обеспечивали вывод восьмидесяти символов в строке вместо сорока. Были разработаны линейки дополнительной памяти, увеличивавшие общую память Apple II, другие устройства позволяли подключить компьютер к телефонной линии. Одной из самых популярных была плата Softcard компании Microsoft, обеспечивавшая выполнение программ, изначально написанных для микроЭВМ, которые использовали микропроцессоры Intel и операционную систему CP/M. Среди разнообразных устройств были световые перья и графические планшеты, клавиатуры калькулятора, вентиляторы для охлаждения компьютера и небольшие блоки, защищавшие его от колебаний сетевого напряжения.

В Apple понимали, что программное обеспечение поможет расширить рынок для продаж их компьютера, и предлагали большую скидку для тех программистов, которые соглашались писать программы. Со временем обнаруживалось все больше способов расширения возможностей компьютера. Компания Apple всегда внимательно относилась к программистам, особенно с учетом того, что большинство демонстрируемых программ не всегда работали корректно. Кроме того, некоторые независимые программисты рассматривали Apple как крупную компанию, которая может финансировать их увлечения. Когда программа была готова и Apple принимала решение ее купить, Джобс нередко садился и рассчитывал цену, исходя из числа строк кода. Обмен программным обеспечением или копирование новой интересной программы становились главной темой многих собраний пользовательских групп Apple. В 1979 году, когда основателю Software Publishing Corporation Фреду Гиббонсу понадобился компьютер Apple, он приехал к Джобсу домой. Другие рассчитывали на собственные силы. Снова появился на горизонте телефонный фрикер Джон Дрейпер, он разработал для Apple текстовый редактор под названием Easywriter, а потом продавал его компьютерным магазинам в районе залива Сан-Франциско.

Некоторых привлекал сам компьютер. Биллу Баджу, когда он увидел Apple II, было двадать два. Он работал над докторской диссертацией по компьютерам в Калифорнийском университете в Беркли, отклонив предложение Intel, и тут же выложил 2000 из жалованья в 5000 долларов, которое получал на должности ассистента преподавателя. «Лучшей игрушки у меня никогда не было», — вспоминал он. Программы создавались по необходимости. Бадж вспоминал: «Не хватало программного обеспечения, чтобы занять себя». В конце 1979 года он принес свою первую компьютерную игру Penny Arcade (адаптация Pong) в Apple и обменял ее на принтер стоимостью 1000 долларов. В течение следующих трех недель Бадж написал еще три программы. В 1979 году Apple также выпустила текстовый редактор под названием Apple Writer. Его написал Пол Лутус, бывший попрошайка и хиппи из Сан-Франциско, который участвовал в разработке систем освещения для космического шаттла Columbia, прежде чем заняться программированием. Первую версию текстового редактора Лутус написал в маленькой бревенчатой хижине на горе Эйт-Доллар в орегонской глуши.

Но самой полезной для Apple — полезнее, чем все остальные программы, вместе взятые, — оказалась программа VisiCalc. Не дозвонившись до компании Commodore, Дэниел Филстра, глава крошечной фирмы из Бостона под названием Personal Software, обратился в Apple. Джобс предложил Филстре Apple II по оптовой цене в обмен на обещание, что Personal Software, продававшая шахматную игру для компьютера, будет разрабатывать программы для Apple. В то время два приятеля Филстры работали над программой, предназначенной для облегчения бюджетного прогнозирования. Студент Гарвардской школы бизнеса Даниэль Бриклин вызвался написать программу, избавлявшую от скучных и утомительных перерасчетов после корректировки финансового бюджета, и обратился за помощью к своему другу, программисту Роберту Фрэнкстону. Преподававший экономику профессор скептически отнесся к этой идее, но посоветовал связаться с Филстрой. Бриклин хотел временно одолжить компьютер у Филстры, и поскольку машины Commodore и Radio Shack были заняты, ему достался Apple, принадлежавший Personal Software. Бриклин написал пробную программу на языке BASIC для Apple с 24 КБ памяти, а потом, как вспоминает Филстра, «все решили, что нужно продолжать работать на той машине, на которой он начал». Программа VisiCalc была продемонстрирована Марккуле и другим руководителям Apple в январе 1979 года. Филстра вспоминал: «Он воспринял ее как электронную чековую книжку. Не думаю, что Марккула и остальные предчувствовали, что из этого может получиться, однако они поддержали меня». На аналитика Бена Розена возможности и скорость работы VisiCalc произвели гораздо большее впечатление. В своем обзоре он писал, обращаясь к читателям: «Кто знает? Не исключено, что когда-нибудь VisiCalc станет тем программным хвостом, который виляет компьютером (и продает его)».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *